Российские автомобили
Летопись отечественного автомобилестроения стартовала в 1896 году и за 35 лет преодолела путь от штучного до массового производства. Пётр Александрович Фрезе и Евгений Александрович Яковлев на Всероссийской художественно-промышленной выставке представили первый российский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания мощностью 1,5 лошадиные силы и двумя местами для экипажа. Это произошло в Нижнем Новгороде, как не трудно догадаться, в 1896 году. Всего 10 годами ранее дебютировал запатентованный авто Бенца и Даймлера.
Подбор по кузову
Марки и значки машин
Российские машины, официально продаваемые в России в 2025 году. Нашлось всего автомобилей: 46. Цена на самый дешёвый авто в минимальной комплектации начинается от 424 900 рублей. Самая дорогая машина стоит 36 585 000 рублей.
Чтобы вы смогли выбрать лучший вариант, который можно купить в России, мы собрали список всех моделей на странице.













Первые шаги
Несмотря на огромные темпы роста промышленности, среднее машиностроение развивалось черепашьими темпами. В 1900 году собственных ДВС произвели на сумма почти в 10 раз меньше, чем ввезли из-за границы. Добавляли сложностей необъятные просторы нашей страны и отсутствие дорог с твёрдым покрытием.

Фрезе не сдавался, основанное им акционерное общество выпустило троллейбус, автобус и несколько экипажей для армии. Далее создал фургоны для почтового ведомства, которые всего через год, в 1904, были уничтожены во время пожара. В 1905 году появился тягач с шестью прицепами — целый автопоезд. ДВС вращал генератор, который питал тяговые электродвигатели самого тягача и каждого из прицепов. К сожалению, разработка не нашла применения в Российской Империи.
Развитие
В 1910 Фрезе распрощался со своим детищем, продав компанию Русско-Балтийскому вагонному заводу. Этот завод (РБВЗ), начиная с 1909 года, выпускал легковые, грузовые и спецавто. Интересно, что завод находился на уровне многих европейских предприятий и славился надёжностью продукции. Это первое предприятие у нас в стране, наладившее серийное производство машин.
При этом отечественный автопром зависел от Европы. Русские производители устанавливали зарубежные двигатели. Всего 5% машин на дорогах Российской империи, были собраны в ней. При этом лишь 2% были построены полностью в ней.
В конце 1915 М.В. Пиолунсковский предложил построить один государственный и пять частых автомобильных заводов. Предложение одобрило и утвердило правительство, в начале 1916 уже определили перечень компаний, в которые вошли АМО, Русско-Балтийский, Русский Рено, Аксай, Лебедев, Бекас.
К 1917 году существовало 19 заводов, занимающихся созданием российских автомобилей. Но оптимистичные планы по увеличению выпуска и исследованиям оказались нарушены Первой мировой и революцией со сменой власти. Из-за этого переход со штучного на серийное производство произошёл с заметным лагом.
Переходный период
Во время гражданской войны и после заводы в основном чинили и обслуживали американские машины, к 1919 произошла национализация и началось развитие под надзором Главного правления государственных автозаводов. Аналогично поступили с лабораториями, в которых велись разработки новых технологий и совершенствование существующих решений.
Изначально конкурируя с автопромом Европы, российская автомобильная промышленность «притормозила» на несколько лет из-за событий внутри страны, в то время, как в Европе и США машины уже сходили с конвейера.

В 1924 случилось значимое событие — на Красной площади показали грузовики АМО-Ф15. Спустя 3 года появился НАМИ-1 — легковой российский авто в кузове фаэтон, рассчитанный на 4 человек и имеющий задний привод. Эти машины поучаствовали в автопробеге от Крыма до Москвы и обратно. Выпуск длился почти три года, оказалось слишком много проблем с качеством, ручной сборкой, ценой и конструкцией в целом.
Начало серийного производства
Весной 1929 года Генри Форд подписал договор о создании предприятия в НН и передаче лицензии на американские авто Советскому Союзу.
7 января 1933 года Сталин заявил, что в царской России автопрома не существовало, но теперь появилось, как один из итогов первой пятилетки. Безусловно, Иосиф Виссарионович был прав — до 1924 года производство было лишь единичным. С 1924 по 1932 годы велось серийное производство, лишь в последний год достигли массового производства грузовых автомобилей.
В период Великой Отечественной часть заводов перенесли в тыл, кроме того, производства сосредоточились на выпуске армейских грузовиков, сборке по ленд-лизу и прочей нужной стране техники.
Позже, в 1946, представили ГАЗ-М 20 «Победа», которая не только выглядела современно, но и оказалась надёжной. Её даже экспортировали в некоторые страны, а лицензию на производство продали Польше. Спустя 9 лет появился внедорожник ГАЗ-69, его поставляли для армии и сельхоза, эту машину продавали в 22 страны.

Вплоть до 70-х в приоритете СССР были грузовики, армейские вездеходы и машины двойного назначения с полным приводом. При этом начинания конструкторов того же УАЗ зачастую отклонялись военными, которые были основными заказчиками. Как результат, Ульяновский автозавод всё время выпускал консервативную и суровую технику, которая даже сейчас любима, скорее, рыбаками, охотниками и любителями бездорожья, чем среднестатистическими водителями.
Массовые авто для граждан
В это время ГАЗ создавал машины отечественного производства, находившиеся вполне на уровне с зарубежными конкурентами. Волга ГАЗ-21 была лакомым кусочком для обывателей, поскольку являлась самой престижной на то время. Сравните сами её внешность и характеристики с ЗАЗ для простого народа.
Кузов Запорожца оказался невзрачным клоном ФИАТ-600, двигатель с воздушным охлаждением был очень шумным и маломощным, а зарубежная пресса подшучивала над советским чудом инженерной мысли, вполне заслуженно назвав «Фолькс Фаитовичем». Несмотря на это, многие с теплом вспоминали ЗАЗ-965, как свой первый личный автомобиль.
К 1970 в Тольятти достроили Волжский автомобильный завод и начали серийно выпускать легковушки. Первенцем стал ВАЗ-2101 «Жигули» - результат глубокой переделки FIAT-124. «Копейка» стала очень популярна внутри страны, её даже экспортировали в скандинавские страны и Великобританию с Францией. Из-за экспорта Жигули сменили на более благозвучное название Лада.

Позже появился по-настоящему легендарный ВАЗ-2121 «Нива». Этот дешёвый безрамный внедорожник с лёгким кузовом завоевал сердца людей и в Союзе, и в других странах. Даже сегодня Нивы ездят по европейским дорогам, что уж говорить о наших. В 80-х стали выпускать переднеприводные хэтчбеки, например, 2108, Таврия, АЗЛК-2141.
С началом восьмидесятых в отрасли начался застой. Темпы и рост количества выпускаемых машин не росли, НИОКР велись крайне медленно, качество запчастей и сборки были на низком уровне. К тому же, советские легковые авто уже начали устаревать, не обеспечивая должный уровень безопасности, комфорта и экологичности.
Наследие СССР
Новую страницу истории Россия начала с рыночных реформ и затяжного кризиса промышленности. Количество выпускаемых авто всех классов сократилось в несколько раз, обновить производственные программы не представлялось возможным по финансовым кредитам, а покупательная способность населения была на низком уровне. Несмотря на выпуск нескольких новых моделей во второй половине девяностых, кризис отечественного автомобилестроения продолжался. АЗЛК Москвич оказался банкротом в 2006 году. Параллельно началась сборка зарубежных авто на территории России. Начали открываться сборочные предприятия зарубежных концернов, предусматривающие мелко и крупноузловую сборку, а ещё CKD.
До начала 2005 в серию отправили ВАЗ 2117 «Калина», далее появилась Лада «Приора». Несмотря на бюджетность, посредственное качество сборки и комплектующих, плохую безопасность и динамику, эти машины набрали высокую популярность. Модельный ряд Приоры расширили кузовами универсал и купе, люди стали интересоваться тюнингом и создавать целые сообщества.
Современность
Стоит упомянуть Marussia Motors, созданную в 2007 году с амбициями выпустить полноценный спорткар. Представив B1 и B2, компания собиралась показать внедорожник, но весной 2014 всё было кончено, проект закрыт.

В 2012 начинается создание платформы для элитных российских авто. Она должна стать модульной, в список будущих машин входит лимузин, микроавтобус, полноразмерный внедорожник. Российский автомобиль «Aurus» проверяет Путин летом 2017, весной 2018 в Москве презентуют бренд Aurus.
Лимузин Аурус Сенат попадает в список величайших в одном из великобританских журналов. Компания создаёт седан и мотоцикл. По некоторым данным, используется КПП и двигатель, созданные в России с нуля. Более половины компонентов так же делается у нас.
В отличие от устоявшегося тренда на маломощные и бюджетные российские машины, в Aurus не стесняются использовать движки мощностью 245, 650 и 850 лошадей.
С 2015 выпускается LADA Vesta, призванная стать современной заменой Приоры. В 2018 ей удалось стать самым продаваемым авто в РФ и повторить успех в 2021. Часть узлов и агрегатов позаимствована у Ниссан и Рено.
COVID-19 в 2020 нарушил планы многих бизнесов, наш автопром пандемия тоже не обошла стороной. В 21 году начались проблемы с поставками полупроводников, в 22 году добавились санкции и уход части автоконцернов с нашего рынка, либо сокращение их присутствия.
Тем не менее, правительство следит за автопроизводителями, занимается программами господдержки и поддерживает актуальные требования по локализаци для зарубежных производителей. Местная сборка ушедших западных брендов замещается сотрудничеством с китайскими. Например, в 2022-2023 появились Москвич 3 и 6, представляющие из себя лицензионные копии китайских JAC.
